Tempus: Модернизация высшего образования / Modernisierung der Hochschulbildung

Tempus program logoМодернизация и внедрение бизнес-образовательных программ для подготовки специалистов в туристической индустрии Республики Беларусь
144522-TEMPUS-2008-DE-JPCR MIBET

Modernization and Implementation of Business-Education-Programmes for Tourism in Belarus (MIBET)

Главная Контакты Карта сайта

Семинар в рамках проекта Tempus-2008-DE-JPCR-MIBET

В рамках проекта Tempus-2008-DE-JPCR-MIBET «Модернизация и внедрение бизнес-образовательных программ для подготовки специалистов в туристической индустрии Республики Беларусь» белорусская делегация посетила Университет г. Падерборн (Германия). Главной целью посещения зарубежного вуза было участие в международном семинаре по выработке направлений модернизации учебных планов туристских специальностей в белорусских вузах. В состав белорусской делегации вошли представители Министерства образования Республики Беларусь, Национального агентства по туризму, вузов республики, осуществляющих подготовку специалистов для туристской индустрии – Белорусский государственный экономический университет, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет физической культуры, Брестский, Витебский  и Гродненский государственные университеты. В течение трех дней с 18 по 20 мая изучался опыт Германии, Чехии и Словакии, который мог бы быть применен в Беларуси. По ходу семинара была проведена дискуссия, главной целью которой было ответить на вопрос: каким образом модернизировать образовательные программы и планы в белорусских вузах, чтобы с одной стороны, удовлетворить потребности туристской индустрии республики в квалифицированных кадрах, а с другой, подготовиться к интеграции белорусской системы подготовки туристских кадров в европейское образовательное пространство.

Для определения направлений модернизации учебных планов по специальности «Экономика и управление туристской индустрией» был проведен опрос представителей туристского бизнеса страны во время выставки «Отдых-2009». При этом главным был вопрос: Чего не хватает в университетской подготовке специалистов по туризму? 70 % респондентов указали на недостаточность практической подготовки выпускников. Среди важнейших сфер знаний, необходимых для работы в туризме представители турбизнеса на первое место поставили маркетинг. Вторыми по значимости названы иностранный язык, менеджмент, информационные технологии и география. Потом следуют знания бизнес-планирования, экономического анализа, делопроизводства. Менее востребованы знания истории, второго иностранного языка и права.
Параллельно проводился опрос преподавателей вузов, который выявил некоторое несоответствие вузовских  приоритетов практическим нуждам. Преподаватели считают наиболее важным для туристской отрасли знание иностранного языка. На втором месте с большим отрывом идут маркетинг и информационные технологии. Третьими по значимости для работы в туризме, по мнению преподавателей, являются менеджмент, экономический анализ,  география, второй иностранный язык. Менее значимы история, бизнес-планирование, право, делопроизводство. Расхождение между бизнесом и вузами в оценке приоритетов образования для нужд туризма делает актуальным вопрос совершенствования системы подготовки кадров для туриндустрии.

Сравнение оценок практических навыков выпускников вузов представителями туристического бизнеса и системы образования показала, что преподаватели смотрят на уровень подготовки выпускника более оптимистично. Средняя оценка преподавателями практических навыков выпускников вузов по менеджменту и маркетингу более чем удовлетворительная. Представители же турбизнеса оценивают эти навыки между «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Интересен также факт, что в оценке теоретических знаний выпускников мнения экспертов турбизнеса и высшей школы примерно схожи.
В целом вырисовалась ситуация, которая свидетельствует о необходимости большего внимания со стороны вузов менеджменту и маркетингу, а также другим экономическим дисциплинам. При этом параллельно требуется усиление практической подготовки выпускников, особенно в экономических областях, которыми являются менеджмент и маркетинг. Таким образом, главными направлениями содержательной модернизации учебных планов можно назвать усиление экономико-управленческого блока и расширение практики.

Изучение опыта вузов Германии (Университет Падерборн), Словакии (Университет Банска-Быстрица) и Чехии (Экономический университет Прага) и дискуссия во время семинара позволили наметить организационные направления модернизации учебных планов туристских специальностей. Важным направлением является внедрение модульной системы обучения туристских кадров в Беларуси. Наиболее перспективной формой модулирования является объединение ряда родственных дисциплин в логической последовательности изучения учебного материала.  При этом возможна компоновка следующих модулей: социально-гуманитарный, туризм, экономика, иностранный язык, математика и др. Перед участниками проекта стоит непростая задача согласовать содержание этих модулей, чтобы обеспечить студентам возможность изучать отдельные модули в разных вузах и получить наиболее качественное образование. Например, экономический модуль в БГЭУ, управленческий в БГУ, а исторический в Гродненском или Витебском университетах. Параллельно будет происходить внедрение системы кредитов (зачетных единиц), которая должна позволить решить проблему перезачета модулей и дисциплин при переводе студента из одного вуза в другой. Методика определения зачетных единиц исходя из трудоемкости учебного процесса уже утверждена Министерством образования Республики Беларусь.

Таким образом, модернизацию учебных планов по туристским специальностям в рамках проекта Темпус «Модернизация и внедрение бизнес-образовательных программ для подготовки специалистов в туристической индустрии Республики Беларусь» планируется производить по пути расширения практической подготовки студентов в области менеджмента и маркетинга в туризме используя возможности кредитно-модульной системы построения учебного процесса на подобие европейской.

А. Тарасенок

Презентации докладчиков семинара:

Bologna-Implementierung Fakultat fur Wirtschaftswissenschaften Ansgar Hinerasky (Университет Падерборн, Германия)

Richtungen von der Modernisierung der Studienplanen in Fach „Wirtschaft und Management von Tourismus“ Направления модернизации учебных планов по специальности «Экономика и управление туристской индустрией»  проф. Н.И. Кабушкин, проф. О.С. Шимова, доц. В.А.Хмельницкий, доц. А.И. Тарасенок БГЭУ

Бизнес - образование в сфере туризма (Белгосуниверситет) доц. Л.М. Хухлындина,  доц. Л.М. Гайдукевич БГУ

Das Projekt der Lehrplane des Institutes fur Tourismus der Belorussischen Staatlichen Universitat fur Korperkultur Л.В. Сакун, В.М. Разуванов БГУФК

Проект учебного плана исторического факультета УО «Витебский государственный университет им.П.М.Машерова» (Республика Беларусь) по специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия», направление специальности: 1-23 01 12-04 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия культурное наследие и туризм)» проф. В.А. Космач (ВГУ им. П.М. Машерова)

 


 
© Белорусский государственный экономический университет
Высшая школа туризма
ул. Свердлова 7, Минск, 220050, Республика Беларусь
тел. (+375 17) 2097920, факс. (+375 17) 2097979
Координатор проекта: utourism@bseu.by